Под руководством председателя Э.Н. Малчинова 24 сентября 2024 года состоялось расширенное заседание коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Алтай.
На заседание коллегии приглашены участники одноименных экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой города Горно-Алтайска, Контрольно-счетной палатой МО «Майминский район», Контрольно-счетной палатой МО «Улаганский район».
Аудитор КСП РА Каланакова Л.В. доложила о результатах ЭАМ «Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения».
В ходе проведения ЭАМ проанализировано 13 концессионных соглашений, заключенных в целях обеспечения населения коммунальными услугами (далее – КС, концессия, соглашение), или в объеме 52,0 % от общего количества концессий (25 КС), из них: КСП РА - 10 КС, КСП города Горно-Алтайска - 1 КС; КСП МО «Майминский район» - 1 КС; КСП МО «Улаганский район» - 1 КС.
По инициативе концессионера без проведения конкурса заключено 12 КС согласно ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по инициативе концедента по результатам несостоявшегося конкурса заключено 1 КС согласно ст. 29 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Общий объем инвестиций, предусмотренный в 13 концессиях, составляет 1 209 746,4 тыс. рублей (концеденты - 297 891,6 тыс. рублей, концессионеры - 911 854,8 тыс. рублей), общая стоимость переданного имущества составляет 153 187,8 тыс. рублей, или 12,7 % от общего объема инвестиций.
В 8 из 13 концессий концессионная плата не установлена (61,5 %). По мнению КСП РА, отсутствие концессионной платы по соглашениям влечет потерю доходов муниципальных бюджетов в виде платы за использование муниципального имущества.
Долгосрочные параметры тарифного регулирования предусмотрены на каждый год реализации в 9 из 13 соглашений, не предусмотрены на каждый год реализации в 4 из 13 соглашений, корректировка долгосрочных параметров тарифного регулирования происходила в 1 соглашении из 13 соглашений.
По 4 концессиям заключено 12 дополнительных соглашений, из которых 9 дополнительных соглашений заключены правомерно, 3 дополнительных соглашения заключены без согласования с антимонопольным органом, что влечет несоблюдение ч. 3.8 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ.
Общее количество мероприятий по 13 КС составляет 100, выполнено 32 мероприятия (32 %), в том числе: с нарушением срока 1 мероприятие, без нарушения сроков 31 мероприятие. Не выполнено 68 мероприятий (68 %), в том числе: срок выполнения не наступил по 34 мероприятиям; в связи с расторжением (прекращением) 3 КС не исполнено 31 мероприятие; из-за нарушения срока не исполнено 2 мероприятия; по 1 мероприятию срок исполнения не наступил, но имеются риск переноса сроков реализации всех этапов создания Объекта (отсутствие положительной государственной экспертизы).
Всего в 8 из 13 соглашений на 2021 – 2023 гг. установлено 54 целевых показателя, из которых достигнуто 25 (46,3 %), не достигнуто 29 (53,7 %) по причине ненадлежащего исполнения обязательств, значительного износа тепловых сетей, превышения удельного расхода электрической энергии и величины тепловых потерь.
Запланированные и конечные результаты реализации 13 КС, по состоянию на 01.04.2024, достигнуты по 3 КС, не достигнуты по 10 КС (причины: расторжение, сроки выполнения мероприятий еще не наступили, нарушение сроков выполнения мероприятий).
В ходе анализа 13 концессий выявлен ряд недостатков и нарушений, допущенных участниками концессионных соглашений, при заключении, внесении изменений в концессии, передаче имущества и земельных участков, регистрации прав концессионера на временное владение и пользование имуществом, исполнении концессий, при осуществлении концедентами контроля. Также отмечается несоблюдение установленных сроков реализации мероприятий.
По итогу рассмотрения данного вопроса, принято решение направить утвержденный отчет в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, врио Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай. Отчет о результатах ЭАМ направить в Счетную палату Российской Федерации.
Информационные письма Министерству регионального развития Республики Алтай, главам администраций Чемальского района, МО «Чойский район», МО «Шебалинский район», МО «Турочакский район», в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай.
КСП города Горно-Алтайска направить информационное письмо в МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска», КСП МО «Майминский район» направить информационное письмо в администрацию МО «Майминский район», КСП МО «Улаганский район» направить информационные письма в администрацию МО «Улаганский район», ООО «Челушманэнерго».
В соответствии с повесткой заседания коллегии, участники также обсудили результаты контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств, выделенных на реализацию подпрограмм «Обеспечение условий реализации государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и «Развитие государственной ветеринарной службы Республики Алтай» государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», проведена в Комитете ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай (далее – Комитет), Республиканской, Онгудайской, Усть-Канской, Усть-Коксинской и Шебалинской районных станциях по борьбе с болезнями животных», подготовленные аудитором Манышевой Е.Г
Контрольным мероприятием установлено ненадлежащее осуществление бюджетных полномочий Комитетом при составлении отчетности о реализации государственной программы, предоставлении субсидий подведомственным учреждениям и субвенций муниципальными образованиям. Комитетом допущено нецелевое использование бюджетных средств и нарушения при осуществлении государственных закупок.
Выявлены нарушения, допущенные учреждениями, подведомственными Комитету, свидетельствующие о ненадлежащем контроле за их деятельностью и ведомственном контроле в сфере закупок:
учреждениями средства целевых субсидий использованы не на цели их предоставления;
не обеспечено достижение показателей ожидаемых результатов по четырем соглашениям;
допущены нарушения при осуществлении государственных закупок.
Отчет по результатам контрольного мероприятия направить в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, врио Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай. Копию отчета в Прокуратуру Республики Алтай. Направить представления Комитету ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай, Республиканской, Онгудайской, Усть-Канской, Усть-Коксинской и Шебалинской районных станциях по борьбе с болезнями животных.
Кроме того, членами коллегии были рассмотрены изменения и дополнения в план работы Контрольно-счетной палаты Республики Алтай на 2024 год. Единогласно решили утвердить и опубликовать уточненный план работы Контрольно-счетной палаты Республики Алтай на 2024 год на официальном сайте КСП РА в сети Интернет.